Согласно решению совета директоров Объединенной вагонной компании (ОВК), с 1 февраля гендиректором холдинга назначена Ирина Ольховская, которая до этого занимала должность первого заместителя гендиректора холдинга, а также представляет правление и входит в состав совета директоров компании. Об этом РБК сообщили в пресс-службе ОВК.
В новом статусе Ольховская планирует «обеспечить стратегическое развитие компании». По словам представителя холдинга, среди планов нового гендиректора— повышение «производственной устойчивости» бизнеса и уровня взаимодействия с потребителями.
«Перед нашей компанией стоят амбициозные цели: нарастить объемы производства, сохранить лидерство в выпуске флагманских продуктов и продолжить развитие научно-технического потенциала»,— говорит Ольховская. Большое внимание, добавляет она, будет уделено профессиональному росту и социальной поддержке сотрудников предприятия «на всех уровнях», благодаря которым холдинг сохраняет статус крупнейшего производителя вагонов «на пространстве 1520» (1520 мм— ширина колеи на постсоветском пространстве).
Еще до назначения гендиректором головной компании, с 25 декабря прошлого года, согласно данным Rusprofile, Ольховская также возглавила Торгово-закупочную компанию ОВК.
Бизнес
Что известно про нового топ-менеджера
Основной опыт Ольховской связан с транспортной отраслью и промышленностью. В частности, с 2019 года Ольховская работала директором по портовым и железнодорожным проектам Уральской горно-металлургической компании (УГМК). Как уточнили в УГМК, Ольховская— «эксперт по вагоностроению, а также по портовым и железнодорожным проектам»и по-прежнему является гендиректором ООО «Универсальная логистика», которое управляет «Восточным портом» и «Ростерминалуглем» (еще в 2022году эти проекты находились в периметре УГМК или ее экс-акционеров, но затем сменили владельцев).
До назначения Ольховской на пост генерального директора ОВК эту должность с октября 2023-го занимал Сергей Лимаренко, который с 2021 года работает в ОВК заместителем гендиректора по финансам и входит в правление компании. Лимаренко продолжит работать в ОВК, уточнил ее представитель, но в какой должности и с функционалом, комментировать собеседник не стал.
Что такое ОВК
ОВК— это крупнейший в России производитель грузовых вагонов повышенной грузоподъемности. Активы холдинга представлены Тихвинским вагоностроительным заводом, машиностроительным предприятием «ТихвинХимМаш», предприятием по производству специализированных грузовых вагонов «ТихвинСпецМаш», крупнейшим производителем пружин в России НПЦ «Пружина», лизинговой компанией Rail 1520, сборочным заводом ТСЗ «Титран-Экспресс» и ВНИИ транспортных технологий.
Холдинг был основан в 2012 году группой ИСТАлександра Несиса (с 2013 года ICT Holding Ltd). Спустя два года, в 2015-м, компания провела IPO на Мосбирже, а потом неоднократно проводила SPO. Организатором размещений выступал банк «Открытие», и в результате акции ОВК оказались на балансе самого банка и структур, которые связаны с его акционерами или банками «московского кольца» (Бинбанк, Просвязьбанк).
Бизнес
В 2017 году «Открытие» и другие участники «московского кольца» попали под санацию Центрального банка. Тогдаже из-за ухудшения внешней конъюнктуры и отмены госсубсидий упали финансовые результаты ОВК. На фоне этого агентство «Эксперт РА» прогнозировало риски возникновения акционерного конфликта в холдинге, которые впоследствии реализовались. К тому моменту изначальный собственник и инвестор ICT Group Ltd вышел из капитала компании, ключевым акционером и кредитором ОВК стало «Открытие».
Летом 2019 года в состав акционеров ОВК вошел банк непрофильных активов «Траст»— бумаги были переданы по отступному в счет задолженности «Открытие Холдинг» перед банком. В дальнейшем «Траст» наращивал долю в компании.
Что известно про новых владельцев ОВК
В декабре 2023 года предправления «Траста» Александр Соколов рассказал в интервью РБК о передаче пакета акций (93,6%) ОВК профильному инвестору. Как пояснял банкир, речь идет о прямой продаже без объявления торгов. Детали сделки при этом не раскрывались. «Сделка закрыта, деньги пришли. Детали раскрывать не буду»,— сказал Соколов. Нежелание называть покупателя ОВК он объяснил «важностью этой сделки для государства».
В качестве нового владельца ОВК источники отраслевого издания Vgudok называли «Трансмашхолдинг» или УГМК, связанные с Андреем Бокаревым, ранее совладельцем этих компаний.
В 2022 году Бокарев совместно с партнером Искандером Махмутовым перестал быть контролирующим бенефициаром УГМК, а позже оставил должность и президента ТМХ и вышел из совета директоров компании. О том, что сделка могла пройти в интересах структур бизнесмена, утверждают и два источника РБК на транспортном рынке. В УГМК отказались комментировать сделки ее бывших акционеров.
В ФАСна момент публикации материалане ответили на запрос РБК о том, какие структуры выступили покупателем ОВК.